Вторник, 08.07.2025, 04:04
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Нуштайкинская ООШ"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Задания по русскому языку






ГИА по русскому языку. Вариант 1 Вопрос A1 (1 из 16)

Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9


(1) По дому плавали запахи и крики. (2) Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3) Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4) Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и она не намерена сидеть на кухне, как прислуга.
(6) Корольков лежал у себя в комнате на диване. (7) Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник. (8) Он лежал и думал о том, что вот уйдёт и они будут ругаться с утра до вечера, потому что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда – с дочерью. (9) Она воспитывает её, унижая. (10) И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок.
(11) Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».
– (12) Пап, ну скажи ей, – громко пожаловалась Оксана. – (13) Чего она мне нервы мотает?
– (14) Как ты разговариваешь с матерью? – одёрнул Корольков.
– (15) Ну, пап. (16) Ну, чего она сядет с нами? (17) Я всё время буду в напряжёнке. (18) Она вечно что-нибудь ляпнет, что всем неудобно…
– (19) Что значит «ляпнет»?
– (20) Ну, не ляпнет. (21) Поднимет тост за мир во всем мире. (22) Или начнёт обращать на меня внимание… (23) Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…
– (24) Ты не голодала, а мы голодали.
– (25) Так это когда было. (26) Сорок лет назад голодала, до сих пор наесться не может. (27) Хлеб заплесневеет, а она его не выбрасывает.
– (28) Довольно-таки противно тебя слушать, – объявил Корольков. – (29) Ты говоришь, как законченная эгоистка.
– (30) Ну извини… (31) Но ведь мой день рождения. (32) Мне же шестнадцать лет. (33) Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?
(34) Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (35) Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в пионерском лагере. (36) А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни, – именно теперь нужен родной отец. (37) И не амбулаторно, как говорят врачи, – пришёл, ушёл. (38) А стационарно. (39) Каждый день. (40) Под неусыпным наблюдением. (41) Чтобы не пропустить возможных осложнений. (42) А осложнения, как он понимал, грядут. (43) Позвонили в дверь. (44) Оксану сдуло как ветром вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (45) С ней было всё в порядке. (46) Впереди праздник, и жизнь – как праздник.



В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мать поссорилась с дочерью?»


1 Мать потратила слишком много сил и средств для приготовления праздничного стола, а дочь это не оценила.


2 Матери не нравится, как одевается Оксана.


3 Оксана не хотела, чтобы мать сидела за столом вместе с молодёжью.


4 Оксана находилась в ванной и не помогала матери готовить праздничный стол.


Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «улавливать» (предложение 3).


1 пользоваться моментом


2 изобличать


3 принимать


4 понимать


Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.


1 Чего она мне нервы мотает?


2 По дому плавали запахи и крики.


3 Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник.


4 Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».


Укажите ошибочное суждение.


1 В слове ЧУВСТВОВАЛ все согласные твёрдые.


2 В слове ШЕСТНАДЦАТЬ звуков меньше, чем букв.


3 В слове ХЛЕБ последний звук [п].


4 В слове ДЕТСТВЕ есть


Укажите слово с чередующейся гласной в корне.


1 голодала


2 заплесневеет


3 осложнения


4 положили


В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?


1 разговариваешь


2 отворилась


3 поднимет


4 сделать


В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН»?


1 ванной


2 длинной


3 пущенная


4 именно


Замените просторечное слово «ляпнет» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.


Замените словосочетание «посмотрел с тоской», построенное на основе управления, синонимичным сочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.


Выпишите грамматическую основу предложения 41.


Среди предложений 36-46 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.

Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро»,(1) или,(2) как она называла,(3) «ретруха».
– Пап,(4) ну скажи ей,(5) – громко пожаловалась Оксана. – Чего она мне нервы мотает?


Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

А именно теперь,(1) в шестнадцать лет,(2) когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни,(3) – именно теперь нужен родной отец. И не амбулаторно,(4) как говорят врачи,(5) – пришёл,(6) ушёл.


Среди предложений 2-4 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.


Среди предложений 7-11 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.




Вариант-2



(1) Однажды в детстве отец сильно наказал меня. (2) Побои я давно забыл, но причину побоев до сих пор помню крепко.


(3) Утром я вышел из дома как будто в школу, а на самом деле свернул в переулок, а потом в другой и до школы я в этот день не дошел. (4) С уличными мальчишками я до вечера играл в стукалку. (5) Отец дал мне немного денег, чтобы купить книг, на эти-то деньги я и играл, позабыв про все на свете. (6) Деньги, конечно, вскоре кончились, я стал думать, где бы достать еще, и нашел выход. (7) Я стал обходить все дома в ауле. (8) Я говорил, что завтра приезжают пехлеваны и вот мне поручили собирать для них деньги.


(9) Обойдя аул, я подсчитал выручку и понял, что можно продолжать эту игру. (10) Но и этих несчастных денег не хватило надолго. (11) К тому же во время игры приходилось ползать по земле на коленях. (12) За целый день мои штаны продрались насквозь, а колени исцарапались.


(13) Между тем дома меня хватились. (14)Старшие братья пошли искать меня по всему аулу.


(15) И вот я предстал перед судом отца. (16)Больше всего на свете я боялся этого суда. (17)Отец оглядел меня с ног до головы.


– (18) Расскажи-ка, где ты порвал штаны.


– (19) В школе… зацепил за гвоздь…


– (20) Когда?


– (21) Сегодня.


(22) Отец наотмашь ударил меня ладонью по щеке.


– (23) Если сейчас же не расскажешь все, как было, ударю плетью.


(24) Страх перед плетью оказался сильнее страха перед правдой, и я рассказал свои злоключения по порядку, начиная с утра.


(25) Суд окончился. (26) Три дня я ходил сам не свой. (27) На третий день отец усадил меня рядом, погладил по голове, расспросил, что проходим сейчас в школе, какие у меня отметки. (28) Потом неожиданно спросил:


– (29) Ты знаешь, за что я тебя побил?


– (30) За то, что играл на деньги.


– (31) Нет, не за то.


– (32) За то, что порвал штаны.


– (33) Нет, и не за штаны. (34) Кто из нас не рвал в детстве своих штанов или рубашек? (35)Ты ведь не девчонка, чтобы ходить все время по тропочке.


– (36) За то, что не пошел в школу.


– (37) Конечно, это большая твоя ошибка: с нее начались все твои несчастья в этот день. (38)Побил же я тебя, мой сын, за твою ложь. (39)Ложь– это не ошибка, не случайность, это черта характера, которая может укорениться. (40) Это сорняк на поле твоей души. (41) Если его вовремя не вырвать с корнем, он заполонит все поле так, что негде будет прорасти доброму семени. (42) На свете нет ничего страшнее лжи. (43) С этого часа ты будешь говорить только правду.(44) Иди.


(45) Я пошел, мысленно дав себе клятву никогда не лгать.


(Р.Гамзатов)







Словарь:


Пехлеван – борец, силач ( в переводе с узбекского);


Стукалка – азартная игра в деньги;


Заполонить – заполнить, занять целиком.


Часть А


А1. Укажите тип речи, использованный в тексте.


1) Описание;


2) повествование;


3) рассуждение;


4) описание с элементами повествования.


А2. В каких предложениях содержится главная мысль текста?


1) 45;


2) 24;


3) 39 – 41;


4) 43.


А3. За что отец наказал сына?


1) За ложь;


2) за то, что в школу не пошел;


3) за то, что штаны порвал;


4) за игру на деньги.


А4. Почему главный герой «побои давно забыл, а причину побоев до сих пор крепко помнит»?


1) Потому что отец и все члены семьи объяснили главному герою эти причины;


2) потому что мальчику было очень стыдно;


3) потому что мальчик совершил очень много плохих поступков в один день;


4) потому что отец пригрозил ударить плетью.


А5. Какой художественный прием использует автор в предложении 40?


1) Антитеза;


2) эпитет;


3) метафора;


4) повтор.


А6. Какой художественный прием использовал автор в предложении 10?


1) Метафору;


2) антитезу;


3) эпитет;


4) повтор.


А7. Какой художественный прием использовал автор в предложении 26?


1) Контекстуальные антонимы;


2) фразеологизм;


3) метафору;


4) эпитет.


А8. Какой художественный прием использовал автор в предложении 34?


1) Фразеологизм;


2) риторический вопрос;


3) эпитет;


4) метафору.


А9. Укажите причину постановки запятой в предложении 12.


1) При обращении;


2) при однородных членах;


3) в сложносочиненном предложении (с общим обстоятельством) перед союзом а;


4) при прямой речи.


А10. Укажите верное объяснение орфограммы в слове девчонка (35).


1) В корне слова под ударением после шипящих пишется буква О;


2) в суффиксе существительного под ударением после шипящих пишется буква О;


3) выделенная буква является безударной гласной, проверяемой ударением;


4) выделенную гласную следует запомнить.


Часть В


В1. Из предложений 40 – 42 выпишите слово с чередованием гласных в корне слова.


В2. Среди предложений 36 – 38 укажите предложение с обращением.


В3. Среди предложений 37 – 41 укажите предложение, в котором содержатся контекстуальные антонимы.


В4. Из предложений 15 – 17 выпишите глагол несовершенного вида.


В5. Из предложений 9 – 12 выпишите слово, соответствующее характеристике: глагол, несовершенного вида, непереходный, 2 спряжения, возвратный, в изъявительном наклонении, в прошедшем времени, в единственном числе, в среднем роде.


В6. Среди предложений 13 – 15 укажите предложение, в котором грамматическая основа состоит из сказуемого.


В7. Укажите разряд имени прилагательного большая (37).


В8. Каким членом предложения является слово выход (6)?


В9. Среди предложений 24 – 28 укажите предложение, осложненное однородными членами.


В10. Из предложения 27 выпишите глагол, состоящий из приставки, корня и окончания.

ГИА
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2025
Сделать бесплатный сайт с uCoz