ГИА по русскому языку. Вариант 1 Вопрос A1 (1 из 16) Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9 (1) По дому плавали запахи и крики. (2) Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3) Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4) Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и она не намерена сидеть на кухне, как прислуга. |
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «улавливать» (предложение 3).
1 пользоваться моментом
2 изобличать
3 принимать
4 понимать
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1 Чего она мне нервы мотает?
2 По дому плавали запахи и крики.
3 Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник.
4 Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».
Укажите ошибочное суждение.
1 В слове ЧУВСТВОВАЛ все согласные твёрдые.
2 В слове ШЕСТНАДЦАТЬ звуков меньше, чем букв.
3 В слове ХЛЕБ последний звук [п].
4 В слове ДЕТСТВЕ есть
Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1 голодала
2 заплесневеет
3 осложнения
4 положили
В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?
1 разговариваешь
2 отворилась
3 поднимет
4 сделать
В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН»?
1 ванной
2 длинной
3 пущенная
4 именно
Замените просторечное слово «ляпнет» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Замените словосочетание «посмотрел с тоской», построенное на основе управления, синонимичным сочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Выпишите грамматическую основу предложения 41.
Среди предложений 36-46 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.
Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро»,(1) или,(2) как она называла,(3) «ретруха».
– Пап,(4) ну скажи ей,(5) – громко пожаловалась Оксана. – Чего она мне нервы мотает?
Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
А именно теперь,(1) в шестнадцать лет,(2) когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни,(3) – именно теперь нужен родной отец. И не амбулаторно,(4) как говорят врачи,(5) – пришёл,(6) ушёл.
Среди предложений 2-4 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 7-11 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
Вариант-2
(1) Однажды в детстве отец сильно наказал меня. (2) Побои я давно забыл, но причину побоев до сих пор помню крепко.
(3) Утром я вышел из дома как будто в школу, а на самом деле свернул в переулок, а потом в другой и до школы я в этот день не дошел. (4) С уличными мальчишками я до вечера играл в стукалку. (5) Отец дал мне немного денег, чтобы купить книг, на эти-то деньги я и играл, позабыв про все на свете. (6) Деньги, конечно, вскоре кончились, я стал думать, где бы достать еще, и нашел выход. (7) Я стал обходить все дома в ауле. (8) Я говорил, что завтра приезжают пехлеваны и вот мне поручили собирать для них деньги.
(9) Обойдя аул, я подсчитал выручку и понял, что можно продолжать эту игру. (10) Но и этих несчастных денег не хватило надолго. (11) К тому же во время игры приходилось ползать по земле на коленях. (12) За целый день мои штаны продрались насквозь, а колени исцарапались.
(13) Между тем дома меня хватились. (14)Старшие братья пошли искать меня по всему аулу.
(15) И вот я предстал перед судом отца. (16)Больше всего на свете я боялся этого суда. (17)Отец оглядел меня с ног до головы.
– (18) Расскажи-ка, где ты порвал штаны.
– (19) В школе… зацепил за гвоздь…
– (20) Когда?
– (21) Сегодня.
(22) Отец наотмашь ударил меня ладонью по щеке.
– (23) Если сейчас же не расскажешь все, как было, ударю плетью.
(24) Страх перед плетью оказался сильнее страха перед правдой, и я рассказал свои злоключения по порядку, начиная с утра.
(25) Суд окончился. (26) Три дня я ходил сам не свой. (27) На третий день отец усадил меня рядом, погладил по голове, расспросил, что проходим сейчас в школе, какие у меня отметки. (28) Потом неожиданно спросил:
– (29) Ты знаешь, за что я тебя побил?
– (30) За то, что играл на деньги.
– (31) Нет, не за то.
– (32) За то, что порвал штаны.
– (33) Нет, и не за штаны. (34) Кто из нас не рвал в детстве своих штанов или рубашек? (35)Ты ведь не девчонка, чтобы ходить все время по тропочке.
– (36) За то, что не пошел в школу.
– (37) Конечно, это большая твоя ошибка: с нее начались все твои несчастья в этот день. (38)Побил же я тебя, мой сын, за твою ложь. (39)Ложь– это не ошибка, не случайность, это черта характера, которая может укорениться. (40) Это сорняк на поле твоей души. (41) Если его вовремя не вырвать с корнем, он заполонит все поле так, что негде будет прорасти доброму семени. (42) На свете нет ничего страшнее лжи. (43) С этого часа ты будешь говорить только правду.(44) Иди.
(45) Я пошел, мысленно дав себе клятву никогда не лгать.
(Р.Гамзатов)
Словарь: Пехлеван – борец, силач ( в переводе с узбекского); Стукалка – азартная игра в деньги; Заполонить – заполнить, занять целиком. |
Часть А
А1. Укажите тип речи, использованный в тексте.
1) Описание;
2) повествование;
3) рассуждение;
4) описание с элементами повествования.
А2. В каких предложениях содержится главная мысль текста?
1) 45;
2) 24;
3) 39 – 41;
4) 43.
А3. За что отец наказал сына?
1) За ложь;
2) за то, что в школу не пошел;
3) за то, что штаны порвал;
4) за игру на деньги.
А4. Почему главный герой «побои давно забыл, а причину побоев до сих пор крепко помнит»?
1) Потому что отец и все члены семьи объяснили главному герою эти причины;
2) потому что мальчику было очень стыдно;
3) потому что мальчик совершил очень много плохих поступков в один день;
4) потому что отец пригрозил ударить плетью.
А5. Какой художественный прием использует автор в предложении 40?
1) Антитеза;
2) эпитет;
3) метафора;
4) повтор.
А6. Какой художественный прием использовал автор в предложении 10?
1) Метафору;
2) антитезу;
3) эпитет;
4) повтор.
А7. Какой художественный прием использовал автор в предложении 26?
1) Контекстуальные антонимы;
2) фразеологизм;
3) метафору;
4) эпитет.
А8. Какой художественный прием использовал автор в предложении 34?
1) Фразеологизм;
2) риторический вопрос;
3) эпитет;
4) метафору.
А9. Укажите причину постановки запятой в предложении 12.
1) При обращении;
2) при однородных членах;
3) в сложносочиненном предложении (с общим обстоятельством) перед союзом а;
4) при прямой речи.
А10. Укажите верное объяснение орфограммы в слове девчонка (35).
1) В корне слова под ударением после шипящих пишется буква О;
2) в суффиксе существительного под ударением после шипящих пишется буква О;
3) выделенная буква является безударной гласной, проверяемой ударением;
4) выделенную гласную следует запомнить.
Часть В
В1. Из предложений 40 – 42 выпишите слово с чередованием гласных в корне слова.
В2. Среди предложений 36 – 38 укажите предложение с обращением.
В3. Среди предложений 37 – 41 укажите предложение, в котором содержатся контекстуальные антонимы.
В4. Из предложений 15 – 17 выпишите глагол несовершенного вида.
В5. Из предложений 9 – 12 выпишите слово, соответствующее характеристике: глагол, несовершенного вида, непереходный, 2 спряжения, возвратный, в изъявительном наклонении, в прошедшем времени, в единственном числе, в среднем роде.
В6. Среди предложений 13 – 15 укажите предложение, в котором грамматическая основа состоит из сказуемого.
В7. Укажите разряд имени прилагательного большая (37).
В8. Каким членом предложения является слово выход (6)?
В9. Среди предложений 24 – 28 укажите предложение, осложненное однородными членами.
В10. Из предложения 27 выпишите глагол, состоящий из приставки, корня и окончания.
ГИА